Карело-финская лайка – прекрасная российская порода охотничьих собак

  Действительно, рыжая остроухая северная собака к концу XIX в. занимала довольно значительную территорию на северо-западе России, в том числе Финляндию и Карелию (Финляндия тогда находилась в составе Российской империи). Тогда эта собака была названа финно-карельской лайкой.
Но в конце века финские кинологи начали специально ее разводить для показа на выставках и для охоты на боровую птицу и назвали ее финская птичья собака. В это же время рыжая остроушка продолжала бегать (как и все другие северные собаки) на территории России — в Карелии, на севере Ленинградской и западе Архангельской областей. И с некоторым опозданием, в 20-х годах XX в. на нее обратили внимание кинологи Ленинграда и стали разводить в «чистоте». Разработали и создали стандарт, назвали карело-финской лайкой, что более правильно, так как основной материал брали из Карелии, стали выявлять охотничьи качества и использовать на охоте более широко, в основном по пушному зверю, что и подчеркивается данными испытаний. При этом кинологи менее строго относились к качеству экстерьера — не стремились из собаки сделать абсолютный квадрат, определенный завиток хвоста, не браковали белые отметины, и все это отражено в стандарте. Все внимание российские кинологи уделяли разносторонним охотничьим качествам. Это было специальное становление породы, определены требования, и в этом духе карело-финская лайка разводится в нашей стране более 80 лет. Буквально до 1960-х гг. поступления финских шпицев в нашу страну не было, разведение шло на материале ленинградских и карельских лаек. Почему же отрицаются заслуги российских кинологов в становлении отечественной породы, у истоков которой стоял эксперт всесоюзной категории Александр Петрович Бармасов.
Не привычка ли это преклоняться перед всем заграничным?
Еще в начале 1950-х гг., работая четыре года в Карелии, я была свидетелем того, что эти собаки, как простые дворовые, бегали в деревнях и даже в Петрозаводске. Правда, Петрозаводск в ту пору был другим — машин почти не было, в городе была только одна асфальтированная улица Ленина, в магазин ездили по заснеженным улицам на финских санях, а летом на велосипедах. Весь транспорт спокойно оставляли у магазина. Тогда, только в 1950-х гг., в Карелии начали проводить выставки охотничьих собак, на которые выводили карело-финских и русско-европейских лаек, и ни у одной из них не было родословной. В Ленинграде к тому времени уже давно велась племенная работа. Некоторые никак не хотят понять, что карело-финская лайка — это наша аборигенная собака, которая разводится заводским путем, и в этом заслуга отечественных кинологов.

20 января 2014